Фехтование

 

Фехтование — система приёмов владения ручным холодным оружием в рукопашном бою, нанесения и отражения ударов. Также фехтованием называют и сам процесс боя с использованием холодного оружия (как реальный, так и учебно-тренировочный, спортивный, сценический и др.).

2. Руководящие органы (федерации, ассоциации и т.д.)в мире

Президент международной федерации фехтования (FIE)
Усманов Алишер Бурханович


-в России
Михайлов Александр Юрьевич
Президент федерации фехтования России

 

В Татарстане:

Рахимов Марат Мулахмедович


Президент федерации фехтования Республики Татарстан

ШАЙМАРДАНОВ Ильдар Равилович

 

Вице-президент ФФР.
Старший тренер сборной команды России по резерву (женская рапира).
Директор СДЮШОР по фехтованию Республики Татарстан.
Председатель Центра развития фехтования Приволжского федерального округа.

Боевое фехтование — в первую очередь это искусство владения боевым холодным оружием: мечом, шпагой, ножом, секирой и пр. Преподавали фехтование и новобранцам-легионерам, и гладиаторам в Древнем Риме. В Древней Греции фехтование было одной из основных дисциплин для детей граждан, с самого младшего возраста (с 7-9 лет). В Средние века фехтование было одной из основных дисциплин дворянина-рыцаря. Первоначально при фехтовании на боевых шпагах, представлявших собою длинные тонкие мечи со сложной гардой, использовались щиты, а затем и кинжалы. Только в наше время фехтование из боевого искусства превратилось в вид спорта.
- Боевое фехтование — искусство владения ручным холодным оружием, практическая подготовка воина к реальному бою.
- Спортивное фехтование — вид спорта.
- Артистическое фехтование — вид спортивного фехтования, цель которого — показать зрителям и судьям правдоподобный поединок на холодном оружии.
- Историческое фехтование — использующее старинную технику и тактику боя, копии старинного оружия, снаряжения и костюмов.
- Паралимпийское фехтование — фехтование на колясках.
- Сценическое фехтование — фехтование, направленное на зрелищный показ владения оружием. Преподается как дисциплина в театральных учебных заведениях.
Главная цель спортивного состязания — нанести укол противнику и, соответственно, избежать укола самому. Победа присуждается тому, кто первым нанесет сопернику определенное количество уколов в соответствии с правилами или нанесет больше таких уколов за установленный промежуток времени. Даже в командных соревнованиях бои проводятся один на один. Бой между двумя фехтовальщиками на любом виде оружия проводится на специальной дорожке, шириной 1,5 — 2 м и длиной 14 м, сделанной из электропроводящего материала, которая изолирована от регистрирующего уколы или удары аппарата.
Бой управляется и оценивается спортивным судьёй. Уколы и удары, нанесённые фехтовальщиками, регистрируются лампами на электрическом аппарате. Фиксируются они на основе электрической схемы, проходящей через оружие фехтовальщика и его одежду, связанных с аппаратом проводной системой. Арбитр оценивает удары и уколы, основываясь на показаниях регистрирующего аппарата при учёте правил боя в каждом виде фехтования. Бои в видах оружия имеют собственные специфические правила, позволяющие засчитывать уколы и удары или объявлять их недействительными. Также в спортивном фехтовании можно выполнять (брать) защиты.
Различают следующие виды спортивного фехтования в зависимости от используемого оружия:
• фехтование на рапирах,
• фехтование на шпагах,
• фехтование на саблях,
• артистическое фехтование (арт-фехтование),
• фехтование на тростях,
• фехтование на карабинах,
• фехтование на тяжёлом клинковом оружии (историческое).
История фехтования
Истоки современного фехтования в Европе
Первые труды по фехтованию, вышедшие в 1474 году, принадлежат испанским учителям. Именно Испания была центром фехтования того времени. Возможно поэтому считается, что современное фехтование зародилось в Испании. В XVI веке итальянцы систематизировали обучение, определив основные принципы фехтования, разработали классификацию приемов и действий.

Из учебника фехтования Рудольфа Капоферро (1652 год)
В это же время во Франции выходят трактаты, описывающие технику фехтовальных приёмов, которая очень близка современной. В 1567 году в Париже создаётся Академия преподавателей фехтования. В XVII веке во Франции появляется рапира с кожаным наконечником – оружие более лёгкое и удобное для обучения. В XVIII веке опять же французы вводят фехтовальные маски, и с этого момента начинается небывалый взлёт фехтовального искусства. Дуэли плавно переходят в «белые дуэли» , где присутствует судья и 4 свидетеля, которые считают нанесённые уколы. И наконец-то рождается спортивный поединок!

Старинная открытка (конец XIX века, Франция)

Эта эпоха характеризуется особой ритуальностью проведения поединков. Фехтование подразумевало не только виртуозную технику, но элегантность и галантность . Приветствия перед боем, учтивые поклоны, утончённые манеры – всё это было неотъемлемой частью фехтования.

В XIX веке фехтование формируется как вид спорта. Наиболее активно спортивное фехтование развивается во Франции, Италии, Австро-Венгрии и Германии.

Истоки современного фехтования в России

В России интерес к "шпажному искусству" возник в начале XVIII века. В 1701 г. в Москве Пётр I организовал школу математических и навигационных наук, в учебную программу которой впервые был введён обязательный предмет, так называемая "рапирная наука". В Морской академии наук, открытой в Сант-Петербурге в 1719 г. "рапирная наука" была также включена в учебную программу. Позднее при Московском и Казанском университетах были открыты гимназии, где занимались фехтованием. В России первыми учителями фехтования были иностранцы. Но уже в первой половине XIX века количество преподавателей фехтования в России значительно возросло засчёт русских мастеров, воспитанников военных учебных заведений. С 1860 года в России начинают проводиться первые соревнования на звание Чемпиона России. В конце XIX и начале XX века в России издаётся большое количество печатных трудов по фехтованию, так называемых "руководств фехтования". В это же время русские фехтовальщики начинают участвовать в международных турнирах.

. С начала 60-х годов в число грандов мирового фехтования уверенно вошел СССР. На международной арене советские фехтовальщики дебютировали в 1952 г. в Хельсинки на XV Олимпийских играх. Дебют не был отмечен успехом. Лишь львовская рапиристка Аполинария Плеханова и московский саблист Иван Манаенко выступили в полуфиналах.
Но уже через четыре года на чемпионате мира 1956 г. в Лондоне наша женская команда в составе Надежды Шитиковой, Валентины Ягодиной, Валентины Растворовой, Эммы Ефимовой, Александры Забелиной и Тамары Евпловой завоевала первые золотые медали. В Мельбурне команда наших саблистов стала бронзовым призером XVI Олимпиады, а Лев Кузнецов — третьим в личном первенстве.
В 1957 г. в Париже москвичка Александра Забелина становится обладательницей первого в истории советского фехтования титула чемпиона мира в личном зачете. И с 1958 г. советская школа фехтования прочно выходит вперед. Особенно больших успехов добилась мужская команда рапиристов, с 1959 по 1966 г. включительно ее участники не уступили никому командного первенства на чемпионатах мира.
Три раза советские фехтовальщики первенствовали сразу в трех видах оружия: в 1961 в Турине золото завоевали мужская и женская команды рапиристов и шпажистов, в 1965 г. в Париже — команды рапиристов и саблистов, в 1969 г. в Гаване — мужчины-рапиристы, шпажисты и саблисты.
Рекордным по количеству золотых медалей, завоеванных спортсменами одной страны, является чемпионат мира в Монреале в 1967 г. Из далекой Канады наши спортсмены увезли 6 из 8 золотых медалей и Кубок наций. В 1979 г. им удалось повторить этот успех: с золотом вернулись домой все четыре команды, в личном зачете чемпионами стали рапирист Александр Романьков и саблист Владимир Назлымов.
И в последние годы российские спортсмены не уступают своим соперникам на всех крупных международных турнирах: например, на Олимпиаде 1996 г. в Атланте они обошли всех в неофициальном командном зачете и заняли первое место, завоевав 4 золотые, 2 серебряные и 1 бронзовую медали. На Играх в Сиднее в 2000 г. на счету россиян 3 золотые медали и 1 бронзовая.
Международная федерация фехтования (ФИЕ) была основана 29 ноября 1913 г. В настоящее время в нее входят объединения фехтования 108 стран всех пяти континентов. Штаб-квартира ФИЕ находится в Лозанне (Швейцария).
Федерация фехтования СССР вступила в ФИЕ в 1952 г. Самостоятельная Федерация фехтования России была образована в 1992 г. Сейчас фехтованием в России занимаются около 6 тысяч человек в 46 республиках, краях и областях страны. Регулярно проводятся чемпионаты Российской Федерации и соревнования на Кубок России, а также первенства страны среди юниоров и юношей. Федерация фехтования России традиционно проводит каждый год три крупных международных турнира, входящих в систему Кубка мира ФИЕ:
— Рапира Санкт-Петербурга (по рапире среди мужчин);
— Сабля Москвы (по сабле среди мужчин);
— Кубок России (по рапире среди женщин).
В этих турнирах регулярно участвуют лучшие спортсмены планеты.
Современные мушкетеры состязаются в трех видах оружия: рапира, шпага, сабля. И если раньше шпага и сабля были чисто мужскими видами оружия, то в последнее десятилетие и этот бастион мужского спорта пал.
О фехтовании в Татарстане

В каждой истории имеется свое начало. История олимпийской славы казанской школы фехтования началась не с 1976 года, когда трио девушек из столицы Татарии – Валентина Никонова, Ольга Князева и Наиля Гилязова - покорили весь мир своей блестящей победой на помосте олимпийского Монреаля, ведомые своим незаменимым тренером Владимиром Житловым, а намного раньше. Можно сказать, что это был самый небывалый урожай, выросший на земле, вспаханной и ухоженной их предшественниками, сделавшими все возможное для развития этого древнего и безумно зрелищного вида спорта, ставшего флагманом нашей республики.
У истоков истории развития фехтования в Казани стояли люди, передававшие из поколения в поколение свои навыки и опыт. Сегодня появилась возможность заглянуть в уже далекое прошлое, чтобы поведать о том, какой колоссальный труд стоял за этими людьми, создавших прочный фундамент будущих побед. И эта возможность представилась благодаря воспоминаниям одного из основателей спортивной школы по фехтованию в Казани, известной теперь, как школы олимпийского резерва, замечательного тренера Михаила Львовича Шалмана.

ИСКРЕННИЙ ВАШШ
- Если говорить о "доисторическом" фехтовании в Казани, то его вряд ли можно рассматривать как вид спорта. Это было, скорее, академическое единоборство, распространенное среди дворян, преподававшееся в гимназиях, кадетских корпусах и в среде офицеров до революции, - вспоминает Михаил Львович. А последовавший затем водоворот событий, связанный с первой мировой войной и революцией, забросил в Казань пленного венгра по имени Дьюла Вашш, которого мы все знаем как Юлия Адамовича Вашша - замечательного, образованнейшего и разностороннего человека, целиком посвятившего себя развитию многих видов спорта в нашем городе.
До войны он учился в педагогическом институте в Австро-Венгрии, где занимался разными видами спорта. Самым любимым было фехтование, уроки которого ему давали итальянские мэтры. Потом были война, плен, еще одна война – гражданская в России, где ему пришлось воевать на стороне Красной армии. А когда его соотечественники получили возможность вернуться на родину, он предпочел Казань.
Юлий Вашш первое время работал в оперном театре. Помимо любви к спорту, у него было еще серьезное увлечение музыкой. Он не только играл на нескольких музыкальных инструментах, но еще и сочинял музыку. Потом ему, учитывая прошлое, “пожелали” сменить род деятельности, и как оказалось, на благо развития видов спорта в Казани.
Тут ему очень пригодились спортивные навыки, и он организовывал секции. Тренировал легкоатлетов, пловцов, гимнастов, борцов, тяжелоатлетов. В числе его учеников был исполнитель уникальных цирковых номеров Николай Жеребцов.
Уже будучи немолодым, Юлий Адамович в 39 лет вновь взял в руки саблю и сходу одержал победу в 1928 году на Спартакиаде Поволжья. Выиграл бы и на финальном турнире в Москве, но, фехтуя по устаревшим правилам с 1914 года, этого сделать не удалось. К тому же, параллельно он играл за команду по водному поло.
Вернуться к фехтованию пришлось во время войны. Это было нелегкое время. Приходилось даже выдавать себя за чеха, так как участь венгра, как представителя страны – союзницы Германии, была предрешена. Его все равно не особо жаловали, но позволили вести кружки по самообороне, а в конце войны и по фехтованию, где он набрал детскую группу в ДК Менжинского, а еще тренировал пожарных.
Будучи школьником, проходя как-то мимо ДК Менжинского, я в 1949 году услышал звон клинков. Любопытство взяло верх, и увидел, как сражаются фехтовальщики в белых костюмах. Это было первое первенство России, в котором участвовали казанские ребята. Тот накал страстей, эмоций запомнился на всю жизнь. Помню, что тогда первое место занял Женя Харьков, ставший первым в республике чемпионом России. Там же сражались и другие ученики Юлия Адамовича, в их числе - Герман Базаревич, призер России в сабле и на рапирах.
Они занимались тогда в коридоре Клубе медработников, можно сказать, что именно там и началось спортивное фехтование в Казани.
Ученики Вашша становились сильными спортсменами, потом - тренерами. После войны делался упор на массовый спорт, и они вели секции фехтования в вузах города. Харьков - в КИСИ, Базаревич - в медицинском, Вашш - в педагогическом. Уровень был хороший, но это было любительское фехтование. Тем не менее, казанцы прилично выступали на Всероссийских и союзных соревнованиях. Был такой Р. Хабибуллов, ставший чемпионом первенства Союза сразу в двух видах оружия, – сабле и рапире. Ну, а высшим тогда достижением стала победа Валерия Базаревича (брата Германа Базаревича и отца известного баскетболиста Сергея) на Кубке СССР в шпаге.
Вашшем была подготовлена целая плеяда перспективных спортсменов. Но в то время спорт не был профессиональным, поэтому фехтование осталось у них как хобби. В состав молодежных команд России входили Марсель Салимжанов- ставший впоследствии заслуженным артистом СССР, главным режиссером Татарского академического театра, Аркадий Шалман (мой брат), будущий кандидат химических наук, Эдуард Харакашьян, ставший кандидатом наук по физике. Пожалуй, лишь В. Лукьянов, переехав в Москву, воспитал затем чемпионку мира. А были еще Медведев, Сафиуллин, Никольский, Данилевич и другие.
Юлий Адамович остался нашей в памяти, как человек новаторского плана, тренер, умевший анализировать, искать новые пути. В Венгрии он освоил саблю, а здесь самостоятельно изучил шпагу и рапиру. Штудировал литературу, ездил на сборы. Он относился к своим воспитанникам по-отечески. Бросил курить, когда стал заниматься с юношами. Уличив ребят в лени, Вашш привел их на репетицию балерин, и тогда они поняли, что это не менее тяжкий труд, и что надо отдавать всего себя на тренировках. Не всегда хватало клинков, так он выезжал зимой с детьми на острова, где они нарезали прутья и ими занимались.
Он пытался передать свои знания тренерам сборной страны, но его игнорировали. В итоге, когда в 50-х в СССР приехали фехтовать венгры, их женщины колотили наших мужиков с явным преимуществом. Тогда-то главный тренер сборной Виталий Аркадьев и делал выводы, изучая манеру венгров. Лучший теоретик советского фехтования, он написал впоследствии статью о том, какие необходимо внести изменения в технику, тактику и методику фехтования. И когда я стал ее изучать, вспомнил, что года два до этого Вашш посылал письмо Аркадьеву, как нашему главному тренеру, где он, используя свой опыт еще до 1914 года, проводил анализ. Он писал, что советские мастера клинка тренировались неправильно, что в методике и технике много ошибок, причем он указывал на них. Так вот в этой статье было много повторений того, что писал Юлий Адамович за долго до этого. А на письме Вашша красным карандашом было помечено - “безграмотная чушь”.
Был еще один любопытный случай, рассказанный Германом Базаревичем, произошедший с Юлием Адамовичем на сборах. Раньше на сборах фехтовали между собой не только спортсмены, но и тренеры. Ему пришлось драться в паре с Иваном Манаенко, будущим великим тренером сборной СССР, а тогда – призером и чемпионом Союза, который еще только начинал свою тренерскую деятельность. Они не дрались на результат, но 60-летний Вашш нанес ему больше уколов. Юлий Адамович так блестяще защищался, что переигрывал молодого оппонента. Уж не поэтому ли Иван Ильич впоследствии многому научил и помог другому казанцу, - Владимиру Житлову?
А Юлий Вашш продолжал до 70 лет давать уроки, сохраняя приличную спортивную форму. А однажды, в преклонном возрасте, “отдубасил” своей тростью уличного хулигана, пытавшегося ограбить, с виду безобидного старичка.
Вот так и потянулась цепочка казанского фехтования школа, основу которой заложил Вашш. Высшее достижение – это победы учениц Владимира Житлова, вырастившего олимпийских чемпионок и подготовившего большую группу ребят. А ведь Владимир Васильевич начинал заниматься у тренера Родионова, одного из учеников Вашша среди пожарных. Я, в свою очередь, подготовил Фарида Хасанова, ставшего заслуженным тренером России. И его тоже приводил к Вашшу познать некоторые секреты.

РОЖДЕНИЕ ШКОЛЫ
Я начал вести секцию фехтования в мединституте. Мне много помогал брат Аркадий, оставаясь действующим спортсменом. Но, при хороших результатах учеников Юлия Вашша, у нас появились бреши в подготовке резерва. В Казани по-прежнему не было профессиональных тренеров. Некому и негде было тренировать детей. Та возможность, что была у нас с братом, – это занятия в уже ночное время, с 22 до 24 часов. Разумеется, в таких условиях было трудно рассчитывать на результат. Наших ребят перестали вывозить на различные соревнования. Стали думать, как вернуть былые позиции, и решили увеличить число занимающихся. Объявили набор во Дворце пионеров, воспользовавшись удачным знакомством. Постепенно открыли четыре группы на двоих с Аркадием. Как раз в это время прошел французский фильм “Скаромуш”, где было показано настоящее боевое фехтование. Под впечатлением от этой картины к нам записалось более 500 ребятишек. Всех, конечно же, взять не могли. Некоторых передали другим тренерам, в частности, в это время к нам из Смоленска приехал Александр Кислюнин, у него в этой группе и начала заниматься будущая олимпийская чемпионка Наиля Гилязова.
И мы добились желаемого. Через год после набора стали вновь выезжать на соревнования. Да и давно уже было пора “узаконить” фехтование в Казани.
На наше счастье, комитет по физической культуре и спорту возглавил Леонид Погодицкий. Мы его уговаривали так, что он своим решением закрыл в Школе высшего спортивного мастерства отделение борьбы и открыл фехтование. Скандал выдался жуткий, тем более, что борьба – национальный вид спорта в Татарии. Кончилось все тем, что борьбу вернули, а фехтование не закрыли. Там мы и начали работать с Кислюниным. Но по-прежнему не был решен вопрос с резервами и целенаправленной подготовкой с детского возраста, для чего требовалась спортшкола.
Стали обивать пороги инстанций, но уперлись в отсутствие помещения. Можно сказать, что нам опять повезло. По соседству с домом, где мы жили, во дворе из пристроя выселили людей, а помещение хотели отдать под гараж. Мы решили воспользоваться этой удачей. Нас поддержали в райкоме комсомола, но в городской инстанции получили “от ворот поворот”. Пришлось писать первому секретарю татарского обкома КПСС Фикряту Табееву и лишь после этого нам дали "зеленый свет".
Комсомол нам помог. Мы поменяли полы, обновили стены, сменили котлы отопления. Первое время занимались на общественных началах. Это был 1964 год. Комнаты были маленькие, не развернешься. Скажу честно, что порой приходилось “втирать очки” чиновникам. Официально школа еще не существовала, но уже появились результаты у учеников Кислюнина на первенстве России. В конце концов, через два года учебно-спортивное заведение было зарегистрировано официально.
В то время, обивая пороги, мы уже хорошо познакомились с заведующим учебной частью спорткомитета Исааком Борисовичем Бреном. Лучшей кандидатуры на пост директора мы и придумать не могли. И хотя его тогда звали возглавить бассейн, он принял наше предложение. И я считаю, что развитие казанского фехтования только выиграло от этого. Исаак Борисович, имея опыт работы в спорткомитете, обеспечил школу инвентарем, он изыскивал средства на выездные соревнования, многие вопросы были решены благодаря личным связям его многочисленных учеников.
Но еще был вопрос о том, кто будет работать в штате. Аркадий мог тренировать только почасовиком, а требовался завуч. Дело в том, что изначально школа имела еще и отделение конькобежного спорта. Поэтому был обязательно нужен фехтовальщик. С мыслями об этом я совершенно случайно встретил на улице Горького Володю Житлова, который, как оказалось, и сам мечтал работать тренером в этом виде спорта. Так началась новая история казанского фехтования, уже очень скоро прославившегося на весь мир.

 


Владимир Васильевич Житлов: "Только одержимые тренеры добиваются результата"
Спортивный подвиг Владимира Житлова так и остался непревзойденным. Ни одному из тренеров Татарстана и России не удалось повторить его достижение - довести сразу трех своих воспитанниц с новичков до вершины олимпийского триумфа. Три золотых и одна серебряная – олимпийские медали, 16 золотых, 4 серебряные и 3 бронзовые награды, завоеванные его ученицами на чемпионатах мира; более 30 золотых, 15 серебряных и 12 бронзовых медалей на чемпионатах СССР и бесчисленное множество побед на международных турнирах – таков результат за более чем 20-летний стаж наставника-победителя, признанного безоговорочно “Лучшим тренером Татарстана ХХ века”, Заслуженного тренера СССР и России, Заслуженного работника физической культуры РФ и РТ Владимира Житлова, награжденного Орденом “Трудового Красного Знамени”.


РСДЮСШОР 801 человек, УОР ГСС – 28 человек

- штатных 25 человек
- с высшим образованием 86%
Ныне в числе ведущих тренеров школы представлены такие именитые личности, как Заслуженный мастер спорта, чемпионка Олимпийских игр и многократная чемпионка мира по фехтованию на рапирах Наиля Файзрахмановна Гилязова; Заслуженный тренер России Фарид Мансурович Хасанов(сабля); Заслуженный тренер России Лев Николаевич Белоусов(сабля); Заслуженный тренер России Ирина Анатольевна Радаева (шпага), Заслуженный тренер России Шаймарданов Ильдар Равилович.

РСДЮСШОР РТ по фехтованию

- Первенство Европы среди молодежи 2011г.
- Всероссийские турнир среди юниоров в октябре 2011 г.
- Всероссийские турнир среди юниоров в августе 2012 г.
- XXVII Всемирная летняя Универсиада 2013г.
В г.Казани проводятся крупные всероссийские и международные соревнования, собирающие весь цвет фехтования, :
• Традиционный международный турнир сильнейших рапиристок России и стран СНГ на призы Чемпионки Олимпийских игр, заслуженного мастера спорта Наили Гилязовой, который ежегодно проводится в ноябре месяце;
• Традиционный всероссийский «Новогодний турнир» по фехтованию, входящий в систему отбора на чемпионат мира среди кадетов, проводимый ежегодно в начале января;
• Традиционный всероссийский турнир «Весенняя капель» по фехтованию, входящий в систему отбора на чемпионат мира среди кадетов, проводимый ежегодно в марте;
• Первенство России среди кадетов проводится в г.Казани раз в 2 года

 

 

Объявления!